Санскрит - это прекраснейший из всех земных языков, язык
традиционной индийской культуры, язык подавляющего большинства философских,
религиозных, литературных и научных сочинений вплоть до 18 века, живой до
сих пор. Без знания санскрита невозможно полноценное изучение истории и культуры
древней и средневековой Индии.
Когда арийские племена вторглись во втором тысячелетии до нашей эры в Индию,
они говорили на нескольких близкородственных диалектах, объединенных под общим
названием древнеиндийский язык. На базе одного из этих диалектов и возник
санскрит. Ранней формой санскрита был так называемый ведийский язык (или ведийский
санскрит). Иногда ведийский язык считают отдельным языком и противопоставляют
санскриту. Ведийский язык - это язык четырех Вед: Ригведы, Яджурведы, Самаведы и Атхарваведы. Время его
становления - 15 - 10 века до нашей эры. Ведийский язык
относится к классическому санскриту примерно так же, как язык Гомера – к классическому
греческому. Его грамматика очень сложна и содержит множество форм,
впоследствии вышедших из употребления. Важной его особенностью является музыкальное
ударение, и благодаря этому ведийский язык является очень звучным и достигает
яркой выразительности.
Кроме того, санскрит прошел в своем развитии еще три формы: эпический санскрит,
классический санскрит и буддийский и джайнский гибридный
санскрит. На эпическом санскрите были созданы знаменитые эпические поэмы Махабхарата
и Рамаяна, временем же их создания ученые считают середину первого тысячелетия
до нашей эры - 3 - 4 века нашей эры. От более поздней формы языка - классического
санскрита он отличается простотой и архаичностью. Предполагается, что он широко
использовался в бытовом общении. Классический же санскрит - это предельно унифицированный
язык, язык, обработанный древнеиндийскими грамматиками, прежде всего знаменитым
ученым Панини в его труде «Аштадхьйяи» (Восьмикнижие) ( 4 век
до нашей эры). Нормы, зафиксированные Панини, стали
общеобязательными для использования, а штудирование его труда стало неотъемлимым компонентом традиционного изучение санскрита
в Индии. Начиная с этого времени, изменения, характерные для обычных языков,
почти полностью прекратились, и санскрит стал непрерывно развиваться, становясь
все более богатым и совершенным в своих возможностях. На этом языке говорили
и читали только представители высших каст, и он играл роль lingua
franca для всей Индии. Классический санскрит сосуществовал
со среднеиндийскими разговорными диалектами, пракритами, также развившимися
из древнеиндийского, но не подвергшихся, в отличие
от классического санскрита, тщательной обработке. Пракриты гораздо проще санскрита
и по фонетической системе, и по грамматике. К наиболее значимым пракритам
относятся пали (язык буддистского Канона в форме, существующей на острове
Шри-Ланка), магадхи (официальный язык государства
Маурьев), шаурасени (был
распространен в западной части современного Уттар-Прадеша)
и махараштри (был распространен в северо-западных
областях Декана). Именно в это время входит в употребление само слово «санскрит»,
что значит «обработанный, сделанный», в отличие от слова «пракрит» - «необработанный,
естественный».
Классический санскрит - это язык большинства санскритских памятников, начиная
с 4 века нашей эры.
Далее, выделяют буддийский гибридный санскрит, являющийся результатом санскритизации так называемых среднеиндийских языков - пали
и пракритов, на которых проповедовали свои учения буддисты и джайны. Буддийский гибридный санскрит использовался исключительно
для записи религиозных текстов.
Санскритоязычная литература (включая все памятники
на ведийском, эпическом, классическом и буддийском гибридном санскрите)- это
самая обширная из всех известных литератур и одна из самых древних. Как пишет
современный индолог Я. Гонда: «Сказать, что санскритская
литература превосходит по объему литературы Греции и Рима, - это ошибка. Санскритская
литература почти безгранична, то есть никто не знает ее подлинных размеров
и числа составляющих ее сочинений». Любопытно отметить, что нехудожественная
литература на санскрите (философская, техническая и т. д. ) намного более обширна, чем художественная.
Язык священных книг - санскрит - индийцы считали не одним из многих языков
мира, пусть даже лучшим из них, а единственно настоящим языком, на котором
все вещи имеют свое правильное обозначение, божественным языком, на котором
говорят жители райских миров, а поэтому тот, кто изучает санскрит, тот, по
мнению индийцев, приближается к богам. Остальные языки считались тем же самым
санскритом, только испорченным - в большей или меньшей степени.
Сейчас санскрит иногда называют мертвым языком, но это неверно. До сих пор
его изучение входит в систему традиционного индийского образования, санскрит
перечислен в Приложении 8 к Конституции Индии в качестве одного из 14 официальных
языков. В Индии крупнейшими центрами санскритологии являются Пуна, Калькутта,
Варанаси, Барода, Мадрас и Майсур. При этом всегда
особо выделяются Пуна и Варанаси. Считается, что
только в этих двух городах можно научиться говорить на санскрите. Санскрит
используется как богослужебный язык, на санскрите издаются газета и журналы,
ученые ведут на нем переписку. Литературная Академия Индии регулярно присуждает
премии за достижения в области санскритской литературы. И на санскрит современные
индийцы переводят даже иностранную литературу, включая Шекспира и Шолохова.
Санскритская лексика служит основным источником для обогащения словаря современных
индийских языков, особенно в области создания терминов, обозначающих современные
явления. Сохраняет свое значение санскрит и как разговорный язык, по данным
всех последних официальных переписей, число лиц, использующих его в бытовом
общении, составляет несколько сот человек, и при этом большая их часть - пандиты
из Варанаси и Митхилы.
Теперь перейдем непосредственно к описанию особенностей языка. Сразу же надо
отметить, что санскрит обладает очень сложной грамматической структурой. Любой
желающий может обратиться к соответствующей литературе и убедиться в этом.
Всего он имеет 8 падежей, 3 числа в именах, 6 глагольных времен, 6 наклонений,
3 залога, 2 главных спряжения и 10 глагольных классов плюс три производных
спряжения. По выразительным способностям санскрит намного превосходит все
современные языки. Так, то, что на английском или русском может выражаться несколькими словами, на санскрите
может быть выражено одним-единственным словом. Этот замечательный язык одинаково
пригоден как и для строго аналитических научных и
философских текстов, так для художественной литературы. Во многом это обеспечивается
разнообразием стилей в санскрите, ведь его стили в некоторых отношениях могут
разниться более, чем обычные близкородственные языки.
Недаром в романах нашего замечательного писателя-фантаста И. Ефремова именно
санскрит становится основой для всемирного языка будущего.
Лексика санскрита также необычайно богата, особенно много синонимов. Например,
на английском языке воду можно назвать только water,
и ни как иначе. На санскрите же ее можно назвать ap, ambhas, udaka,
udan, kilala, jala, toya, dharya,
payas, vari, salila, hala и др. Но особенно большие
синонимические ряды, включающие десятки слов, существуют для обозначения солнца,
луны, огня, земли, птицы, царя, слона, коня, лотоса и др. При этом наряду
с простыми наименованиями предмета имеется множество описательных.
В классическом санскрите описательные названия предпочитаются простым, как более изысканные и позволяющие избежать повторений
при назывании одного и того же предмета.
Кроме того, отдельные слова поражают своей многозначностью. Во многом это
проистекало из стремления к максимальной образности, к изысканности выражения.
Отсюда вытекает частое использование слов в переносных значениях, иногда весьма
причудливых; например, go бык, корова может использоваться
в значениях земля, речь, во множественном числе - звезды, лучи. Многозначность возрастает
также из-за многочисленности литературных школ. В результате некоторые статьи
в словаре, где выстроены в одном ряду значения, различающиеся степенью метафоричности
или областью употребления, выглядит весьма неправдоподобно. Например,
слово tantra может переводиться как 1. ткацкий станок,
2. основа ткани, 3. основа, сущность [в переносном смысле), 4. порядок, правило,
5. государственное устройство, 6. учение, свод правил, 7. название класса
религиозных текстов, 8. заклинание 9. уловка, хитрость.
Еще одна особенность санскрита - это активное использование сложных слов.
Всего насчитывается четыре типа сложных слов. В литературе на ведийском языке
и на эпическом санскрите сложные слова достаточно часто встречаются, но обычно
они состоят из двух или трех членов. Поэты и драматурги гуптской
эпохи, например, Калидаса (4 – 5 вв. н. э.) проявляли умеренность в употреблении
таких слов: максимум шесть элементов. Зато в более поздних текстах на классическом
санскрите часто встречаются очень длинные сложные слова, включающие десятки
простых и заменяющие целые предложения и абзацы. Перевод таких слов подобен
разгадыванию ребусов. Например, в романе Субандху
(7 в. н. э.) «Васавадатта»
сложное слово из двадцати одного простых использовано в описании берега океана,
где встречается «множество-львов-сверкающих-прекрасной-тяжелой-гривой-влажной-от-потоков-крови-из-лобных-бугров-диких-слонов-разодранными-многими-яростными-ударами-львиных-когтей-острых-как-зубцы-молний»
[kulisa-sikhara-khara-nakhara-pracaya-pracanda-capeta-patita-matta-matanga-kumbha-sthala-rudhira-chata-churita-caru-kesara-bhara-bhasura-kesara-bhara-bhasura-kesari-kadambena).
И подобный пример сложного слова не самый поразительный; в том же описании
морского берега имеется сложное слово, состоящее из
более чем ста простых. Отсюда и стремление к очень
длинным предложениям, многие из которых занимают две или три печатные страницы.